Условия для индивидуальной работы с обучающимися
В МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15 "Страна чудес" создаются условия для индивидуального развития всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими инвалидность, возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа — создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ. Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. На всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям.
Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
— определение уровня возможностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ;
— выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
— создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.
Цель работы — оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
— формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.
Условия для индивидуальной работы с обучающимися |
Показатель | Наличие в учреждении |
На сайте ОО размещены и доступны для обучающихся и родителей расписания индивидуальных занятий, консультаций по предметам с указанием педагога, места, времени проведения |
Консультации проводят: Медицинская сестра Асхабова А.В. Учитель-логопед Анчугова Т.В., Писаревская П.С. Педагог-психолог Черкашина Н.А. Учитель-дефектолог Зырянова Л.Л. Музыкальный руководитель Алта Ю.В., Стародубова О.В. Инструктор физвоспитания Брагина А.Г., Опрышко Н.А. Инструктор по плаванию Васильева И.Б. |
|
Наличие выделенных аудиторий (оснащенных кабинетов) для проведения консультаций, индивидуальных занятий с выходом в сеть Интернет | В методическом кабинете оборудовано рабочее место педагога для проведения консультаций, индивидуальных занятий с выходом в сеть Интернет | |
Наличие и доступность необходимого учебного оборудования, учебно-методического и справочного материала (печатного, электронного) для проведения индивидуальных и групповых занятий и консультаций |
В методическом кабинете систематизированы материалы: - нормативно – правовые документы; - методическое оснащение образовательной программы; - демонстрационный и дидактический материалы, игры, игрушки и т.д. - материалы по аттестации и повышения квалификации педагогов; - материалы внутреннего контроля и самооценки качества деятельности учреждения; - библиотечный фонд, аудиозаписи, фильмы, презентации, разработки занятий и т.д. |
|
Использование в ОО дистанционного обучения для детей и родителей | Нет | |
Использование в образовательном процессе электронного обучения, в том числе с привлечением ресурсов в сети Интернет | Кабинеты специалистов оснащены ноутбуком, что позволяет использовать в коррекционной работе лицензионные компьютерные программы, мультимедийные презентации, игротеки, виртуальные экскурсии. Используются электронные образовательные ресурсы с интернет сайтов, ведется консультативная работа на сайте дошкольного учреждения. | |
Наличие индивидуальных программ обучающихся |
Для детей с ОВЗ составляется индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (далее ИОМРР). ИОМРР – это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого различными специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. ИОМРР предполагает постепенное включение ребенка в коллектив сверстников с помощью взрослого. | |
Условия охраны здоровья обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Созданы в соответствии с законодательством РФ. - Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется медицинской сестрой. - Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников. ППк тесно сотрудничает с ТПМПК. - В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. - В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия: проведение профилактических осмотров; мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении; осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости; обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения; осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий; осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил. - Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»). - Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок. |
|
Доступная среда |
Организация доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ", Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью. Паспорт доступности объекта МБДОУ "ЦРР-детский сад №15 "Страна чудес" Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
|
Инклюзивное образование в образовательной организации | Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей. |
На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. ..подробнее |