Условия для индивидуальной работы с обучающимися

Условия для индивидуальной работы с обучающимися


               

В МБДОУ "ЦРР - детский сад № 15 "Страна чудес" создаются условия для индивидуального развития всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющими инвалидность, возможность их социального включения в окружающий мир, основанные на принципе нормализации. Целевая установка этого принципа — создание условий, обеспечивающих нормализацию социального проживания детей с ОВЗ.  Реализация этого принципа обеспечивает доступ детей с ОВЗ к достижениям и условиям повседневной жизни, доступной большинству. Это относится к социальному порядку, организованному в учреждении, пространственной и временной организации жизни ребенка (режиму дня, предметно-развивающей среде), учету его личных интересов и потребностей. На всех этапах развития ребенка выстраивается психолого-педагогическое сопровождение, соответствующее его потребностям. 
Усилия специалистов в рамках нашего дошкольного образовательного учреждения направлены на решение следующих задач:
— определение уровня возможностей дошкольников, в том числе и детей с ОВЗ;
— выявление имеющихся потребностей и формирование системы социальных потребностей;
— создание адекватной среды для удовлетворения потребностей, для обеспечения оптимальных условий жизнедеятельности всех детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение.
      Разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, направленные на реализацию образовательных, социальных и других потребностей детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.
      Планирование и выполнение этой работы осуществляется по определенному алгоритму, позволяющему структурировать и эффективно организовывать образовательную и социальную составляющие психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста. В первую очередь отмечается необходимость координации и объединения профессиональных умений специалистов в определении формата реализации индивидуального образовательного маршрута.
      Диагностика в ДОУ проводится комплексно и носит динамический характер, в ходе которого выделяются приоритетные направления обследования, определяется мера активного участия в нем каждого специалиста.
Данные обследования позволяют определить особенности психоэмоционального и личностного развития ребенка, выбрать индивидуальный маршрут, соответствующий образовательным и социальным потребностям ребенка.
   Цель  работы — оптимизация процесса составления индивидуального образовательного маршрута ребенка и координация междисциплинарного взаимодействия специалистов в условиях командной работы.
Образовательный маршрут включает основные направления:
— организация движения (развитие общей и мелкой моторики);
— развитие навыков (культурно-гигиенических и коммуникативно-социальных);
— формирование деятельности (манипулятивной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой, продуктивной);
— развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
— формирование представлений об окружающем (предметном мире и социальных отношениях);
— формирование представлений о пространстве, времени и количестве.




Условия для индивидуальной работы с обучающимися
Показатель Наличие в учреждении
На сайте ОО размещены и доступны для обучающихся и родителей расписания индивидуальных занятий, консультаций по предметам с указанием педагога, места, времени проведения                    Консультации проводят: 
Медицинская сестра Асхабова А.В.
Учитель-логопед Анчугова Т.В., Писаревская П.С.
Педагог-психолог Черкашина Н.А.
Учитель-дефектолог Зырянова Л.Л. 
Музыкальный руководитель Алта Ю.В., Стародубова О.В.
Инструктор физвоспитания Брагина А.Г., Опрышко Н.А. 
Инструктор по плаванию Васильева И.Б.
Наличие выделенных аудиторий (оснащенных кабинетов) для проведения консультаций, индивидуальных занятий с выходом в сеть Интернет В методическом кабинете оборудовано рабочее место педагога для проведения консультаций, индивидуальных занятий с выходом в сеть Интернет
Наличие и доступность необходимого учебного оборудования, учебно-методического  и справочного материала (печатного, электронного) для проведения индивидуальных и групповых занятий и консультаций В методическом кабинете систематизированы материалы:
- нормативно – правовые документы;
- методическое оснащение образовательной программы;
- демонстрационный и дидактический материалы, игры, игрушки и т.д.
- материалы по аттестации и повышения квалификации педагогов;
- материалы внутреннего контроля и самооценки качества деятельности учреждения;
- библиотечный фонд, аудиозаписи, фильмы, презентации, разработки занятий и т.д.
Использование в ОО дистанционного обучения для  детей и родителей Нет
Использование в образовательном процессе электронного обучения, в том числе с привлечением ресурсов в сети Интернет Кабинеты специалистов оснащены ноутбуком, что позволяет использовать в коррекционной работе лицензионные компьютерные программы, мультимедийные презентации, игротеки, виртуальные экскурсии. Используются электронные образовательные ресурсы с интернет сайтов,  ведется консультативная работа на сайте дошкольного учреждения.
Наличие индивидуальных программ обучающихся 
Для детей с ОВЗ составляется  индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (далее ИОМРР). ИОМРР – это интегрированная модель психолого-педагогического пространства, создаваемого различными специалистами дошкольного учреждения с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.  ИОМРР  предполагает постепенное включение ребенка в коллектив сверстников с помощью взрослого. 
  Условия охраны здоровья обучающихся детей-инвалидов и детей с ОВЗ     Созданы в соответствии с законодательством РФ.
- Медицинское обслуживание детей в детском саду осуществляется медицинской сестрой.
- Функционирует психолого-педагогический консилиум ДОУ. Целью  ППк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.  ППк тесно сотрудничает с ТПМПК.
- В детском саду используются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
- В образовательном учреждении с целью охраны  здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
проведение профилактических осмотров;
мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
осуществление систематического контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
осуществление контроля за физическим,  гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
- Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует  требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»).
- Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
  Доступная среда
  Организация доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья Организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном учреждении осуществляется в соответствии с Федеральным законом Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ",  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного стандарта дошкольного образования», локальными актами дошкольного учреждения.
  • Положение об организации образовательной деятельности для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме

В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Паспорт  доступности объекта  МБДОУ "ЦРР-детский сад №15 "Страна чудес"
Под специальными условиями получения образования детьми с инвалидностью и ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя:
  • использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных образовательных программ); 
  • специальных методов обучения и воспитания;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
 Инклюзивное образование в образовательной организации Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.         На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека. ..подробнее