Доступная среда

Доступная среда

                                                                   

   
Инклюзивное образование в образовательной организации        
 

   Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
   Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

   Доступная среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

На каких законодательных актах базируется инклюзивное дошкольное образование?

   На территории Российской Федерации положение об инклюзивном образовании закреплено в Конституции РФ, в законе «Об образовании», а также в законе «О социальной защите инвалидов в РФ». На международном уровне правовая база, обеспечивающая возможность всесторонней реализации и внедрения проектов в области инклюзивного образования (в том числе, и дошкольное образование), опирается на Конвенцию о правах ребёнка и на Протокол №1 Европейской конвенции о защите прав и свобод человека.

    В дошкольном учреждении созданы специальные условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

Скачать (просмотреть PDF копию)

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе

о специально оборудованных учебных кабинетах (группах)

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинет учителя-дефектолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, физкультурный и тренажерный залы, музыкальные залы, изобразительная студия, технопарк, интерактивная площадка, кабинет М.Монтессори.

об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Кабинет учителя-дефектолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, физкультурный зал, тренажерный зал, музыкальные залы, изобразительная студия.

о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий

об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий

о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий

об обеспечении беспрепятственного доступа в здания дошкольного образовательного учреждения

Обеспечена возможность беспрепятственного входа на территорию детского сада: при входе на территорию через калитку.

Территория вокруг здания ДОО заасфальтирована, преград и перепада высот на пути следования не имеется.

Вход в здание оборудован звонком вызова персонала для сопровождения людей с ограниченными возможностями,

тел. 8 (3467)36-12-99.

Автостоянки для инвалидов – имеется.

Тьютор – имеется.

Ширина дверных проемов не везде обеспечивают беспрепятственно движение кресла - коляски внутри здания. Конструктивные особенности здания ДОО предусматривают наличие подъемников (лифтов). Лифт оборудован поручнем для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

о специальных условиях питания

Не требуется создание особых условий

о специальных условиях охраны здоровья

В детском саду созданы все условия для охраны здоровья воспитанников согласно Сан ПиН 2.4.3648-20.

о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий

об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Не требуется создание особых условий

о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Не требуется создание особых условий

о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Не предоставляется

о количестве жилых помещений в интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Не предоставляется

 

     Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (с изменениями и дополнениями)


      Алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в образовательных организациях и организациях социального обслуживания, на трудоустройство по должности "тьютор", "ассистент (помощник)"

      

Инклюзивное образование – такая организация процесса обучения, когда все дети, независимо от их физических, психических интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства в общеобразовательных учреждениях, которые оказывают необходимую специальную поддержку детям с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Реабилитация и социальная интеграция инвалидов

Посмотреть

Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.12.2005 № 115-оз «О мерах по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению прав детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на образование, воспитание и обучение в ХМАО – Югре»

Скачать

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 430-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Доступная среда в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2016-2020 годы»

Скачать

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 09.10.2013 № 413-п «О государственной программе Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре на 2014-2020 годы»

Скачать

Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 02.04.2008 № 68-п «О правилах приема детей в государственные казенные организации Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, реализующие в качестве основного вида деятельности, адаптированные основные общеобразовательные программы»

Скачать

Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 № 543-п «Об утверждении Положения об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»

Скачать

Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 № 703 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры»

Скачать

Методические рекомендации по разъяснению организации и осуществления образовательной деятельности в образовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

Скачать

Методические рекомендации по созданию в рамках программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы специальных образовательных условий для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Скачать

Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса с детьми с ОВЗ, детьми-инвалидами

Положение о психолого - педагогическом консилиуме в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Страна чудес»

Скачать

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану 

Скачать

Положение об организации работы учителя-логопеда в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Страна чудес»

Скачать

Положение об организации инклюзивного образования в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Страна чудес»

Скачать

Положение об оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации

Скачать

Положение об организации деятельности по адаптированным образовательным программам в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 15 «Страна чудес»

Скачать

 

Каким бывает инклюзивное дошкольное образование?

        Инклюзивное дошкольное образование реализуется в двух основных формах:
1. При ДОУ могут быть организованны специальные группы для детей с особыми потребностями. Несмотря на то, что особенные дети обучаются отдельно, они остаются включёнными в социальную жизнь ДОУ, наравне со здоровыми детьми участвуют в общественных мероприятиях и т.д. Обыкновенно, в специальных группах обучаются дети, имеющие отклонения и задержки в психическом и интеллектуальном развитии.
2. В другой форме инклюзивное дошкольное образование реализуется путём непосредственного включения детей с особыми потребностями в состав группы, где они занимаются на общих основаниях со всеми детьми. Этот вариант чаще применяется при условии сохранности интеллекта у детей-инвалидов. 


Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения
и социальной интеграции детей?

        Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

       Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.


Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

        Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.
       Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

          Цель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ в ДОУ: обеспечение права детей с ОВЗ в возрасте от 1,5 лет до 7 лет на качественное и доступное образование по полной общеобразовательной или индивидуальной программе, обеспечение социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в новую социальную среду, осуществление коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников с учётом индивидуальных возможностей и личностных особенностей ребёнка, обеспечение условий для совместного воспитания детей с разными образовательными возможностями.


Полезные сайты для родителей и педагогов

Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию "Образование без границ"

Институт проблем инклюзивного образования МГППУ

Центр Лечебной Педагогики "Особое детство"

"Дефектолог" - сайт для родителей, желающих узнать больше о развитии своего ребенка

Всё о Аутизме

Стоп Аутизм

Памятка родителям "Помогаем ребёнку с ОВЗ"

"15 правил для родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ"